Быстрее, выше, сильнее: сократит ли цифровизация время стройки?

Сабина Мехтиева
29.10.2022, 17:01
84

Столичный вице-мэр Андрей Бочкарёв намерен тестировать московские методы применения цифровых технологий в сфере строительства на федеральном уровне — действительно ли единая платформа в ее нынешнем состоянии способна сократить издержки и сроки работ, разбирается наш эксперт Сабина Мехтиева

САБИНА МЕХТИЕВА
Замначальника производственно-технического отдела ООО «Смарт Констракшн»

Член экспертного корпуса НСР-конкурса, специалист по контролю качества рабочей документации и ТИМ-инструментам моделирования зданий и сооружений, а также архитектурному проектированию. До 2019 года руководила инженерными группами на объектах Крокус Сити Холл, ТПУ «Рязанская», «Сбербанк-Сити». Как ведущий инженер создала группу и методы эффективной проверки чертежей для отсева неликвида на допроизводственном этапе, предотвращая срывы сроков и трения с подрядчиками. В 2021 году возглавила направление контроля качества чертежей металлоконструкций, использует ТИМ-инструменты на строительстве уникальных сооружений в Москве. Подробности тут.

По мнению главы Мосстроя Андрея Бочкарева, перевод производственных процессов в цифровое поле позволяет автоматизировать и оптимизировать взаимодействие участников инвестиционно-строительной деятельности, увеличить эффективность работы, исключить дублирование информации и за счет этого сократить сроки реализации и стоимость проектов. И здесь возможно кроется самая главная ошибка в ожиданиях относительно цифровизации стройотрасли. Дело в том, что информационные технологии не имеют отношения к ускорению, они лишь дают возможность постоянно улучшать качество отчетности. К тому же сроки реализации зависят не только и не столько от технологий информационного моделирования (ТИМ) и программного обеспечения. Поэтому отождествлять некую дигитальную платформу со сроками реализации, мягко говоря, неправильно — они скорее зависят от того, насколько правильно выстроено применение ТИМ.

Цифровой метод предполагает проведение работы над строительным объектом таким образом, чтобы в любой момент можно было сделать информационный срез по актуальному вопросу и с высокой точностью — до граммов и минут, до рубля — выяснить, в каком состоянии находится реализация проекта и предоставление данных, а потом сверить свежие цифры с производственной программой, например, 

Информационные технологии, во-первых, призваны улучшать качество отчетности, а во-вторых, определять на ее основании стратегию следующего этапа строительства. И они никак не связаны с сокращением сроков реализации проекта. Наоборот, это добавочные риски: удорожание и дополнительная нагрузка на сотрудников из-за необходимости формировать информационную модель конкретного проекта всеми участниками строительства — от генерального проектировщика до простого подрядчика.

Применение информационных технологий в настоящее время грозит строительным компаниям вполне определенными рисками. Они заключаются прежде всего в том, что участникам процесса придется выполнять все свои обычные функции в рамках реализации проекта плюс нагрузку сверх того. И это не только дополнительные обязанности для имеющихся работников, но и необходимость нанимать штат дорогостоящих профессионалов с новыми компетенциями, инструментами и функциями. Однако пока мало кто из руководства разбирается в 3D-моделировании, поэтому проконтролировать работу ТИМ-инженера практически невозможно. По той же причине сложно определить, какие доходы и/или убытки принесет введение ТИМ. Кроме того, сотрудники строительных специальностей, которых обяжут непосредственно пользоваться этими самыми современными технологиями, будут работать с ними в первый или второй раз в жизни — особенно в регионах, где количество обученных новым методам работы специалистов стремится к нулю. 

Возможно, в Москве все профессионалы уже разобрались с цифрой и активно пользуются преимуществами подобных сервисов. Легитимно проверить это было бы можно, если бы имелась возможность сравнивать цифровые модели столичных проектов с требованиями нормативной документации. Однако нормативная база единой системы информационного моделирования (ЕСИМ) находится на стадии формирования и апробации. Отсюда вывод: московские строители применяют информационные технологии, но насколько они соответствуют парадигме будущих ГОСТов ЕСИМ, пока неизвестно. А действующие ГОСТы покасодержатся только в системе проектной документации для строительства (СПДС), на основе которой формируется бумажная версия рабочих документов и реализуются проекты.

Сначала — программная начинка

Марат Хафизов, руководитель Индустриального центра компетенций «Строительство» при Минстрое РФ, комментируя заявление Бочкарева, выразил надежду, что внедрение единой цифровой платформы на федеральном уровне станет существенным толчком к продвижению российских программных продуктов, а также комплексной цифровизации отрасли. Но такая платформа может быть создана в том случае, если для нее уже существуют соответствующие программные инструменты. То есть сперва надо понять, что в стране происходит со специальным программным обеспечением после ухода с рынка, например, американской компании Autodesk — производителя программного комплекса Revit для формирования информационной модели. По моему мнению необходимо сначала подобрать, скажем, отечественные аналоги, а потом уже запускать платформу.

Что касается продвижения российских производителей программных продуктов, то рынок — это организм с прекрасно отлаженной саморегуляцией. И если какая-то из наших IT-корпораций сделает действительно удобную для стройотрасли программу, то, учитывая серьезный дефицит специализированных цифровых пакетов, рынок сам поможет выбрать лидера. В общем, будет хороший продукт — будут хорошо покупать.